А.Келдибеков, депутат ЖК: «Только сам народ – хозяин своей власти. Ее никто не может сделать своей собственностью»

Автор: Баян КУЛОВА
Жаны Ордо Жаны Ордо
Обратите внимание на дату публикации.

 

- Акматбек Келдибекович, сейчас наше государство столкнулось с критическим положением в экономическом и политическом отношении. Наша казна пустая. Говорится о возможности подхода к ситуации дефолта. Куда мы пойдем таким ходом?

- О том, что на сегодняшний день бюджет крайне дефицитен, открыто сказал новый избранный премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев. В данное время бюджет переживает чрезвычайно тяжелое положение. Это происходит по причине несоблюдения всех законов. Если они вносят какие-то расходы, например, повышают пенсии, идя на популистские действия, то тем самым увеличивают дефицит бюджета.

Сейчас положение бюджета крайне тяжелое. В начале года наш комитет предлагал: «Не ставьте экономический рост больше 3%». Не смотря на это, они поставили рост 7,5%. По заявлениям наших экономистов, есть прогнозы, что к концу года рост составит всего 1%. Это показатель, порождающий опасность. Потому что какими бы красивыми красками мы не расписывали инфляцию, говоря: «Она всего 5-6-7%», но можно вывести реальный показатель инфляции, глядя на рост рыночных цен на мясо, муку, бензин.

Сегодняшнее положение народа указывает, что инфляция выросла до 20-30%. Если во время приема бюджета следующего года мы хотя бы один раз не примем реальный бюджет, то могу сказать, что так и будем мучиться с бюджетом следующего года. Бюджет этого года стал тяжелым, в следующем году будет еще тяжелее, потому что у нас нет политической стабильности. Невиданно увеличилось количество проверяющих органов. И раньше требовали, чтоб сократили проверяющие органы. А сейчас не то, чтоб сократить, они еще больше размножились. Они вошли вплоть до больниц, школ, детских садов. Тем самым никто не работает. Вертят Основным законом как хотят. По вине «отцов», «матерей» (Конституции) уничтожена вертикаль власти.

- Обещанные 106 млн. долларов ЕврАзЭС, обещанные Турцией 106 млн. долларов до сегодняшнего дня не предоставлены. А что, люди, руководящие нашим государством, уже вышли из доверия международных организаций, других государств?

- Почему не пришли 106 млн. долларов? Это тоже порождает большой вопрос о недоверии к нашей политике. Относительно кредита из Турции имеются опасения, как бы он не повторил судьбу ранее взятых кредитов. К примеру, когда брали предыдущий кредит из Турции, мы же на весь мир объявили, что построили в Бишкеке мебельную фабрику, в Токмоке радиозавод, в Ыссык-Ате предприятие по пошиву кожаных изделий. Те заводы поработали 2-3 года, а сегодня нет духу от этих заводов. А ведь выплачиваем кредиты за счет народа.

- Правительство с 1 ноября поднимает пенсии. Глава правительства разводит руками: «Бюджет пустой», и говорит горькую, но правду. На какие деньги поднимут пенсии?

- Как я выше сказал, когда состояние бюджета вот такое, само по себе неверно давать народу пустые обещания. Говорят, сейчас повысим пенсии тем, у кого ее размер маленький. К примеру, получающим 10 тысяч сомов не повышают пенсию, а получающим меньше этой суммы добавляют 5%. 5% - это 200 сомов. Сейчас 200 сомов ничего не стоят. В то время, как цены на хлеб, мясо взлетели до небес, они, изображая добавление маленьких денег, пусть бы не обманывали народ, не выделяли. Если повышают, то пусть повышают всем равно. А говорить: «Не повысим, у кого 10 тысяч, а дадим, у кого меньше», – не позволяет закон делить народ на белый и синий.

- Можем ли сказать, что изгнание с должности торага Келдибекова и премьер-министра Бабанова по схожему сценарию – разработанный план только одного человека?

- Правильно, это стало делом рук только одного человека. Можно было освободить Бабанова после летних каникул, вызвав на первое заседание, выслушать его мнение, отчет, а потом освободить от должности. Стало несоответствием закону его освобождение раньше срока за какую-то покупку лошади. Кто знает, возможно, Бабанов бы рассказал иные вещи. И меня выгнали, устроив скандал за колеса одной машины. А что, президент, премьер-министр не ездят на автомашинах? Или я бы унес с собой эти колеса? В стране, уважающей законы, такое не должно происходить. Все это происходит по вине человека, говорящего: «Я пишу Основной закон, совершаю потрясающие дела».

- Вы как-то говорили, что автомашинами Максима Бакиева пользуются спикер ЖК, премьер-министр, более того, Роза Отунбаева. Насколько это законно?

- Я говорю: Поскольку мы являемся парламентской страной, то пусть все будет в рамках закона. Те же машины Максима Бакиева государство должно было перевести в свое ведение, пусть будут взяты на официальную регистрацию. И позднее, при их продаже, необходима законность. А потом вдруг говорят: «Народная власть в моих руках», и все хватать себе – это неправильно. Народ сам хозяин своей власти, ее никто не может отобрать в частную собственность.

- Вы составляете оппозиционный блок. Если на какого-то депутата фракции «Ата-Журт» возбуждают уголовное дело, то против другого (депутата) организуют различные политические акции. Не является ли это реализацией идеи по обессиливанию оппозиции?

- Нет, наоборот, усиливают. Насколько притесняют оппозицию, противостоят ее активным членам, на столь же резкие дела те пойдут. Пока я находился в позиции, не знал, оказывается, что народ говорит о недостатках власти именно оппозиции. Если бы власть прислушивалась к сказанному оппозицией, выполняла предложения, то все упорядоченно встало бы на место. Никогда не будет пользы от самоуправства. На партии возбуждают уголовные дела, но все это – временные вещи.

- Сегодняшняя властная партия СДПК, бывшая в оппозиции, раньше постоянно критиковала: «Мы стали жить под управлением одной партии». А сейчас во главе власти – партия СДПК. Если ли разница между управлением бывшей партии «Ак Жол» и сегодняшним управлением СДПК? В народе стали высказывать: «СДПК узурпировала власть».

- Разницы нет, похоже. Если бы обе эти партии прислушивались к оппозиции, было бы хорошо. Было бы по-другому, если бы они были вместе с народом и слушали его требования.

- В один и тот же момент в стране не оказалось президента, спикера, премьер-министра. Мы никогда не видели такого.  Можно ли отметить это как безответственность руководителей?

- Правильно, такого не должно было произойти. Надо было согласовать, а потом выезжать в поездки. Например, после приезда президента выехать премьеру, или можно было направить на встречи заместителей. То, что одновременно сразу трое уехали в рабочие поездки, – это неуважение закона. Такой привычки не было ни в одном государстве, и не будет.

- Сами депутаты говорят, что с вступлением парламента в работу не принято ни одного удовлетворительного проекта закона. Депутаты заняты только созданием комиссий. Сейчас все больше увеличиваются сторонники роспуска Жогорку Кенеша. Возможно, нам и вправду не нужен парламент, который не может подняться выше политических игр?

- Не умеющий работать для народа парламент, где хватаются за грудки: «Ты вор, ты мародер», если и дальше будет вести дела на таком уровне, думая о собственных интересах, то далеко не уйдет без полноценной работы. Кому нужны депутаты, не думающие о народе? Я тоже в качестве депутата выслушиваю такие горькие мнения от народа. Позднее наступит день, когда предстоит держать ответ перед историей.

- Следом за вами тянутся слухи, что вы создадите новую партию. А не готовитесь ли вы к следующим выборам с той партией?

- У меня есть большая мечта: «Объединить бы большие политические силы, создать партию, способную работать для народа, которая не делит на север-юг, чтобы в нее вошли сегодняшние патриоты политики». Стоило мне сказать такие слова, как переиначили по-другому.

 

Источник: газета «Жаны ордо» № 29 от 05.10.2012 / стр. 9

  https://www.gezitter.org/interviews/14771/ Ссылка на материал: