Т.Масадыков: «Для Кыргызстана внешняя политика – самый главный вопрос»

Автор: Мухтар ЖАРКУЛОВ
Азат.kg Азат.kg
24 сентября 2012
Версия для печати
Обратите внимание на дату публикации.

Таалатбек Масадыков, политический директор специальной политической миссии Организации Объединенных Наций в Афганистане.

- Таалатбек мырза, создалась возможность встретиться с вами в Бишкеке и получить ответы на некоторые вопросы. Прежде всего, какое место занимает ООН на мировой политической арене? Начнем разговор с этого.

- Место Организации Объединенных Наций на мировой политической арене крайне необходимое и основное. Некоторые страны, особенно восточные или же мусульманские говорят, что ООН работает только на горстку государств. Их высказывания, с одной стороны, тоже кажутся правильными. Потому что чей, какого государства вклад больше в ООН, то государство имеет большее превосходство, старается проводить свою политику. Если посмотрим на происходящие сейчас события в Сирии или же в африканских странах, на оказываемую там со стороны ООН гуманитарную помощь, то заметны различия. Однако я считаю, что на мировой политической арене у ООН есть и свое место, и очень основательная роль. Конечно, я бы хотел, чтобы ее авторитет и влияние были еще сильнее, чем ныне. Кыргызы ведь говорят: «Лучше это, чем совсем ничего» - пока ООН играет эту роль. Пять государств являются постоянными членами ее Совета безопасности. Кроме них есть еще 10 государств, сейчас ведется речь о расширении количества постоянных членов Совета безопасности в ООН. В его ряды не попали большие-большие государства, как, например, Индия, Бразилия, в их ряду Германия, которая не попала туда после второй мировой войны. Поэтому есть разные предложения. В будущем ООН может измениться, но проводимая ею политика правильна, так могу сказать.

- В каком направлении и по отношению к каким государствам проводятся главные действия ООН на сегодняшний день?

- В ООН есть организация, называемая Секретариатом. Она находится в городе Нью-Йорке. В ее составе имеются Департамент политики и Департамент по сохранению мира. Кроме того, в ООН есть предоставляющие гуманитарную помощь гуманитарные департаменты, агентства. Я думаю, было бы правильным в случае изменений разделить надвое проводимое ООН политическое направление и направление по оказанию гуманитарной помощи. Если смотреть с политической стороны, то сейчас в Сирии с 1 сентября работает специальный представитель ООН Лахдар Брахими. Он анализирует ситуацию вокруг Сирии, проводит переговоры с соответствующими странами. До этого там был бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. Ну, а наша миссия называется специальной политической миссией ООН. Возглавляет ее представитель генерального секретаря ООН Ян Кубиш. Он старается проанализировать вопросы, возникающие в регионах Афганистана, где идет война, ведет переговоры с соседними странами, чтобы совместно решать их. В настоящее время политическая миссия ведет свою работу во многих странах мира кроме Сирии и Афганистана: Ирак, Индонезийский регион Истимор, Судан, Западная Сахара и Конго. Ну, а агентства гуманитарного направления оказывают помощь всем странам мира. В ряду других государств бывшего Советского Союза нашему Кыргызстану все агентства ООН оказывают помощь.

- Вы отметили, что трудясь во многих странах мира, никогда не получали гражданства других государств, а всегда остаетесь гражданином Кыргызстана. Есть ли граждане Кыргызстана, работающие в центральном аппарате ООН, и на каких должностях они работают?

- В штаб-квартире в Нью-Йорке в последний раз я побывал в прошлом году. В принципе, мы постоянно один-два раза в год приезжаем. Тогда я видел 2-3 человека из кыргызов. Там был молодой парень, работавший в администрации. Издавна работает там представителем Кыргызстана Замира Эшмамбетова. Сейчас она уехала из Нью-Йорка и работает в Женеве. Думаю, кроме них есть еще около десятка кыргызов. Но не в самой ООН, а трудятся в ее различных миссиях. Я не могу знать их всех, но в миссии, где я работаю, есть еще двое других кыргызских граждан, есть еще двое парней. Один работает по безопасности, второй – по политической части.

- Могут ли повториться в данное время в Кыргызстане преступные деяния, организуемые в мире организованными террористическими группами? Если да, то каким ожидается уровень?

- Ну, трудно сказать заранее. Если же говорить, опираясь на сегодняшний анализ, то террористические группы, которые мы считаем радикальными элементами - все они собраны из разных государств. Будь то в Пакистане или Афганистане, они организуются в другом месте за границей, выделяются финансовые средства, готовятся особыми силами. Я думаю, они в нашу сторону – не только в Кыргызстан или Таджикистан, но и в другие государства Средней Азии постепенно потихоньку входят. Трудно дать ответ на вопросы: когда, где?

- Говорят, наркотрафик между Афганистаном и Кыргызстаном контролировал младший брат экс-президента  Жаныш Бакиев. На сегодняшний день в наркотрафике…

- Я думаю, было бы правильней отвечать на данный вопрос специалистам, напрямую занимающимся этим. Тем не менее, выскажу свое личное мнение. Называть имя бакиевского старшего или младшего брата, или еще какого-то другого человека, и говорить: «Этот человек делает» - очень сложно. Потому что есть суд, надо сначала все доказать и только потом говорить. Нам правильнее не высказывать сплетни.

- Хотелось бы спросить, близки ли к правде высказывания: «Кто приходит к власти, или его окружение, или близкий к ним преступный мир берет под контроль наркотрафик с целью получения доходов»?

- С развалом Советского Союза прошло более 20 лет. Если некоторые государства быстро встали на ноги в экономическом, политическом отношении, то некоторые до сего дня переживают трудности. По моему мнению, наркотрафик был и раньше. Но не до такой степени. Сейчас наркотрафик усилился. Конечно, он проходит не только через Таджикистан, Кыргызстан и другие государства Средней Азии, но и через Россию. Есть преступные элементы, работающие на наркотрафике. Не секрет, что между этими преступными элементами и работающими на больших должностях людьми создаются связи, имеются силы, проявляющиеся в качестве мафии. Будет неверным перечислять их имена. Это сначала надо расследовать, доказать и решить через суд. Однако, я думаю, в каждом государстве есть наркотрафик. К нам идет через Таджикистан, и далее на север проходит из Казахстана в Россию. Я не знаю, какие силы их контролируют, работают совместно. В принципе такие люди есть. Я далек от высказывания, что в нашем правительстве есть такие работающие люди. Есть прямая причастность к наркотрафику некоторых сотрудников из рядов Министерства внутренних дел, Пограничной службы, Таможенной службы. Ведь без их поддержки трудно перевезти наркотики из одной страны в другую. Короче, есть заинтересованные люди.

- Каждая патриотическая личность думает: «Как моя страна вольется в ряды развитых государств?» Каков ваш взгляд в этом направлении?

- Самое основное – должно быть экономическое развитие. Экономическое развитие находится в руках не одного Кыргызстана. Оно в руках соседних государств, в руках стран с большой политикой. Всегда по прибытии в Кыргызстан беседую с сельским народом, друзьями-товарищами. Как говорится, слышу различные мнения. Государство должно выслушивать народные мнения, для установления взглядов предпринять большие меры в идеологическом плане. Неправильно сидеть, думая: «Раньше нас содержал Советский Союз, теперь, если русские не хотят, пусть Китай придет и содержит нас, или же Америка пусть придет и содержит нас». Пока мы сами не будем работать и производить что-то, никогда не встанем на ноги и не пойдем. Даже если придут миллионные, миллиардные инвестиции, у народа должны быть мысли: «Сами построим, поставим» - такие должны быть плановые расходы и затраты. Сколько денег рассыпалось, не найдя себе места. Но я глубоко верю в будущее Кыргызстана. Государство должно жестко держаться за закон, надо изменить сознание народа. Приведу один пример: в 90-е годы в Кыргызстане я 2-3 года преподавал в университете. В разговоре с тогдашними студентами один говорит: «Мне лишь бы закончить учебу, пойду работать на таможню». «Зачем ты туда пойдешь? Там и зарплата небольшая?» Они говорят: «Ой, и зарплата не нужна. Если один год поработаешь на таможне, то за один год купишь квартиру, машину». Следовательно, молодежь уже со студенческих лет думает не о зарплате, а о взятках. Раз такие мысли открыто высказывают преподавателю, следовательно, такие разговоры происходят дома. Родители учат: «Если сделаешь так, то заработаешь много денег», не считая мысли о взятках дурными, а учат детей в качестве заботы об их жизни. С переходом на рыночную экономику мысли, душа народа испортились. Ну, это дело не исправишь за один день. Государству следует предпринимать огромные усилия, чтобы с семьи, детского сада, школы показывать детям правильный путь.

- Наше государство сейчас переживает парламентское правление. Но об этом в обществе имеются разнообразные мнения. И не только это. На это неодобрительно смотрят соседние государства. А вообще, вы какую модель государственного управления считаете подходящей для Кыргызстана?

- Я изначально думал, что президентское правление правильное. Наш народ не готов к переходу на парламентское правление, недостаточно понятий о демократии. Вы видите сегодняшний парламент. Не слушают друг друга. Некоторые депутаты кричат, как на базаре. Значит, у такого человека низкие знания. Для перехода на парламентское правление сначала надо полнокровно установиться политическим партиям. В нашем Кыргызстане вообще нет политических партий. То, что мы сегодня называем партиями – это друзья, родственники, собравшиеся вокруг 2-3 человек. Группы, держащие того человека. Поэтому я думаю, еще рано переходить на парламентское правление. Но что случилось, то случилось. Теперь нам нельзя говорить об этой системе как о плохой. По моему мнению, похоже, сегодняшняя система правления напоминает смешанную. Одновременно идет парламентское и президентское правление. Поэтому я бы не поддержал тех, кто говорит: «Парламентская система плохая, перейдем к президентскому правлению». Наоборот, надо думать, как по мере своих сил поставить на ноги парламентскую систему, как улучшить жизнь народа. В интервью газете «Вечерний Бишкек» 2-3 года назад я на вопрос о парламентской системе выражал свое несогласие. Я не против самой системы, к ней не готовы наше государство и народ. Сейчас вошли в эту систему, живем. Поэтому чернить ее и говорить, что не готовы... нам лучше так не говорить. Сейчас мне хотелось бы сказать: «Поработаем, посмотрим». В разговоре с руководителями, политиками Турции, уже много лет живущей при парламентской системе, они говорят о многих негативных сторонах парламентского правления. Конечно, и у президентского правления бывают хорошие и плохие стороны. Тем не менее, в государстве надо установить порядок, чтобы законы работали, под руководством одной команды необходимо входить в русло. Министры в сегодняшнем составе правительства не слушают премьер-министра: «Я не буду с тобой работать, у меня есть своя партия», - слышу о таком «выкручивании шеи» от знакомых. Это же неправильно. К тому же очень быстро сменяется правительство и его члены…

- Какую оценку дадите нынешней внутренней и внешней политике Кыргызстана?

- Я несколько далек от внутренней политики. Моя малая родина – Аламедин. Приезжая на Родину, я по большей части бываю в сельской местности. Чтобы говорить о внутренней политике, надо жить в Кыргызстане, надо понимать, какие силы работают и в каком направлении.

А если подойти к внешней политике, то, начиная со времени первого президента А.Акаева, происходят подъемы и снижения. Ведь наше государство не придает особого значения внешней политике, думает, что оно не нужно. Внешняя политика для Кыргызстана с населением в 5,5 миллионов человек – самый главный вопрос. Народ наш маленький, экономика плохая. Наше становление на ноги связано с соседними и большими государствами мира. Необходимо знать ведение правильной политики. Для нас абсолютно неправильно кого-то одного одобрять, говоря: «Мы пойдем с ним», и забросить других. К примеру, у нас с Россией есть многолетние взаимоотношения, есть опыт, неправильно говорить: «Мы не будем говорить с Америкой». Или же наоборот. У нас под боком Китай. С ним тоже хорошо иметь особые отношения, вести особую политику. Некоторые соотечественники, считающие себя политиками, при разговоре говорят: «Нам не нужны ни россияне, ни Америка. Мы сами встанем на ноги». По моему мнению, такие взгляды выдают неопытного человека.

Кыргызстану обязательно нужно сильное Министерство иностранных дел. Иногда направляют послами в другие страны оставшихся здесь не у дел аксакалов, исходя из симпатий. Аксакалов надо уважать, и вообще уважать каждого человека, достойного уважения. Пусть для них здесь присмотрят должность или отправляют на почетный отдых. Я не говорю, что в посольствах должна быть молодежь, но они обязательно должны быть специалистами экспертами, опытными, думающими об интересах Кыргызстана люди, соответствующие требованиям. У меня есть друзья, работающие в разных посольствах, мы связываемся. У них то денег нет, то финансов нет для работы. А потом они продают визы или еще что-то делают, чтоб выжить. Вот таким образом позорятся посольства Кыргызстана. Вы, наверное, слышали о событиях в Англии. Там замешаны люди из нашего посольства. Или возьмем события в Турции. Посол договорился о ремонте с одной строительной компанией: «Перечислю тебе столько-то денег, а ты мне дай от них столько-то процентов», - так говорит. Какой авторитет может быть у посла после таких «торгов»? Подобные отрицательные явления безусловно надо прекращать. Надо работать, пользуясь опытными личностями. Потому что для нас значение внешней политики крайне важно. Будущее Кыргызстана будет очень тяжелым, если не улучшить и не упорядочить взаимоотношения с соседними и мировыми большими государствами.

- Спасибо за то, что уделили время. Пусть множатся такие люди, как вы, объехавшие весь мир, работающие в авторитетных организациях.

 

Источник: газета «Азат.kg» № 19 от 21.09.2012 / стр.6 и 13

  https://www.gezitter.org/interviews/14346/ Ссылка на материал: