Мы пригласили на бильярд Кабая Карабекова – депутата нескольких созывов ЖК, ныне корреспондента российского издания «Коммерсантъ» в Кыргызстане - и Марата Иманкулова – прежнего секретаря совета безопасности КР, бывшего кандидата в президенты. Там, где собираются мужчины, они ведь говорят только о политике. Так и здесь, большая часть времени ушла на обсуждение политической ситуации в стране. Гости перед началом игры поспорили на пиво, а потом начали «пропесочивать» и власть, и оппозицию, с грохотом катая шары. Мы же потихоньку подбрасывали им «корм», записывая без остатка все, что они говорили.
Де факто (ДФ): - В настоящее время вас обоих не стало видно на политическом поле. Тем не менее, вы не можете, наверное, не наблюдать за положением в стране. Мне интересно, какую оценку вы дали отчету Бабанова.
Кабай Карабеков (КК): - Говоря откровенно, Бабанов дал отчет по делам Атамбаева. Атамбаев ведь был премьером в период Временного правительства. Сегодняшний глава правительства не готов дать отчет по своей работе. Прошло только 3 месяца его работы. Чтобы давать отчет, они не завершили никаких особых дел. Несмотря на это, Жогорку Кенеш поддержал отчет. Это тоже я правильно понял. Если бы депутаты выступили против, то получилось бы, что сделанных Атамбаевым во время его премьерства дел не было.
Марат Иманкулов (МИ): - Сомневаюсь, что Бабанов достигнет каких-то успехов. Команда у него неважная. Кого только сейчас нет в правительства?! Ходят там с испорченной репутацией еще со времен Акаева, Бакиева, с большими глотками, безнравственные. Коалиционное правительство поделило между собой все, вплоть до областей, районов. И не знающие своего дела и не понимающие отрасли – члены правительства. Бабановское правительство, кроме недостатков, отрицательных вещей ничего не сделало существенного.
ДФ: - А заявления, что боремся с коррупцией?
М.И: - Возьмем борьбу с той же коррупцией. По этому вопросу единственное, чем они прикрываются – Мегаком. Кто бы ни проверял-исследовал это предприятие, легко найдет коррупционные явления. В этом месте коррупция не то, чтобы нашла место, она полностью все «сгноила». Было бы результативнее не ограничиться определением, поимкой и арестом 3-4 человек, грызущих миллионы, а перерезать под корень коррупционные схемы, оставшиеся со времен Акаева, Бакиева. Именно придумыванием такого несчастья, как схемы, они миллионы рассовали себе во все карманы. Например, в бакиевское время его старший сын Марат работал помощником председателя ГКНБ, он взял в свои руки такие жирные отрасли - налоговую, таможенную - и с помощью внедренных им схем ложил себе каждый месяц 4-5 млн. долларов в карманы. К сожалению, те схемы до сих пор работают. Некоторые чиновники и сегодня «крышуют» эти схемы и получают плоды. После апрельской революции надо было национализировать 100% Мегакома, тогда сегодняшних явлений не было бы. Сколько я говорил об этом высшей власти. Не захотели слушать.
К.К: - Я тоже не видел хороших результатов в борьбе с коррупцией. О том же Мегакоме сейчас идут горячие споры, говорят об украденных миллионах. Однако в названном предприятии это не реальная картина. Говорится о причастности к этому скандальному делу руководителей прежней власти. Если это правда, тогда почему служба по борьбе с коррупцией не доводит до конца? Потому что бессильна. Называемые имена сегодня сидят во власти. Если не могут прикоснуться к людям во власти, то как они будут бороться с коррупцией? Руководитель службы по борьбе с коррупцией открыто сказал, что не может раскрыть их. Дело дальше этого не сдвинется, можете не сомневаться. Когда-то, после еще одной очередной революции снова пересмотрят, можно будет тогда говорить о возбуждении уголовных дел на причастных людей.
ДФ: - Поговорим о Жогорку Кенеше. Прошел год со времени начала работы парламента. Скоро он уйдет на отдых. Как поработал этот парламент?
К.К: - Говоря по правде, давать оценку этому парламенту - само по себе неправильно. На выборах Жогорку Кенеша было допущено много ошибок. К примеру, в узком кругу известно, что фракция (партия) «Ата-Мекен» не набрала и 5% голосов. Партию Текебаева пропустили только потому, что он был членом Временного правительства. По этой причине 2 месяца подряд считали голоса, замучились, поправляя их распеделение. Следовательно, в парламенте одна фракция сидит не легитимно. И какую оценку можно дать Жогорку Кенешу, в котором сидит партия, не получившая и 5% голосов? 64% всех избирателей проглосовало «против» всех партий, сидящих в парламенте, Это означает, сегодняшнему парламенту верит только одна треть народа.
М.И: - В народе много противоречивых мнений в связи с парламентом. По-моему, парламент был составлен в соответствии с политической ситуацией, бывшей на тот момент. Если бы политическая ситуация была стабильной, возможно, пришли бы другие избранные люди. Большинство депутатов пришло случайно. Интеллект низкий, не то, чтобы писать законы, не понимают вообще, что такое закон, всего лишь проводят свой бизнес. Считанное количество активных людей, понимающих природу законов. Парламентскую деятельность ведут именно эти считанные. Остальные только увеличивают численность депутатов.
ДФ: - А оппозиция? Кабай мырза, как вы оцениваете сегодняшнюю оппозицию в качестве человека, ранее находившегося в оппозиции?
К.К: - Сейчас нет единой оппозиции. Не знают ничего другого, как противопоставлять Бабанова с Атамбаевым. Проведенные ими митинги были безуспешными. Поняли, что сейчас митинг не может служить политическим оружием, поэтому идут на такие действия. Выступили: «Пусть глава правительства встретится с нами», - а в последнюю минуту отказались, что явилось большой ошибкой. Для встречи лицом к лицу были созваны все представители СМИ, надо было придти. Народ подумал, что оппозиция испугалась. Только недавно один из лидеров оппозиции сказал: «У меня есть удостоверяющая документальная информация о том, сколько денег было изъято из «АзияУниверсалБанка», точно подсчитано, сейчас это не буду раскрывать, когда придет время, скажу». Ну как такое может быть?! Если ты знаешь правду, говори сразу правду, а не торгуйся, как на базаре – «если сойдемся в цене - продам!». Если у тебя нет информации, тогда не делай заявлений. И как после такого народ должен относиться к оппозиции?
М.И: - Народ не поддерживает оппозицию в достаточной мере. Дело в том, что они еще только вчера были представителями власти, еще только вчера были в коалиционном большинстве. Народ их так и воспринимает. Какое бы движение не сделали: «Они упустили из своих рук власть, поэтому обижены», - так понимают. К тому же, чтобы пойти вслед за политическими силами против власти, должна создасться такая политическая ситуация. Сейчас пока этого нет.
ДФ: - У нас реформы начинаются, а до конца не завершаются. Не видно конца и судебной реформе? Какие есть предложения по ее продвижению вперед?
К.К: - Здесь тоже речь не идет о качественном укреплении судей. Конец реформы упирается в вопрос: кому будут подчиняться судьи? Говорят – будут независимыми. Это пустопорожняя нестоящая болтовня. Судьи никогда не будут независимыми. Спор здесь идет между парламентом и президентом. Обе стороны одинаково хотят взять под контроль судебную власть. Основная причина, почему реформа не завершается, состоит именно в этом. Текебаев, говоривший: «проведу судебную реформу», - на стороне президента по этому вопросу. Реформа в судебной системе безусловно нужна. Однако удивительно, у нас говорят – «боремся с коррупцией», и в то же время держат верховный суд в стреноженном состоянии. Это одна из сторон, как у нас ведется борьба с коррупцией, и с течением времени превращается все больше в пустые слова.
ДФ:- Кабай мырза, скажите, ведь вы сейчас в качестве журналиста оцениваете происходящие в стране события, процессы. Что вас сегодня заставляет задуматься? Какие негативные обстоятельства происходят?
К.К: - Бессилие центральной власти в управлении страной. В реальной жизни многие вопросы ведь разрешаются на уровне региональных властей. В некоторых областях имеют место случаи непризнания центральной власти, невыполнения сказанного. У президента не хватает воли для принятия кардинального решения. Никто не хочет брать на себя ответственность. Последствия такого положения могут быть опасными. Для наблюдающего человека в стране сложилась такая тенденция.
М.И: - К сожалению, после ошских, джалал-абадских событий, вызвавших большие подозрения в целостности, фундаментальности государства, высшая власть не смогла объединить народ, общество, политиков. Меня сильно огорчает именно это. После тех событий для руководителей народа было бы лучше вести работу в согласии, консолидации ради интересов народа. К сожалению, так не получилось...
К.К: - Если вы помните, после апрельской революции прошла донорская конференция, было принято решение предоставить нам в качестве помощи 1 млрд. 100 млн. долларов. И это время прошло. Из названной суммы выдали только 200 млн. сомов. Возникает вопрос: почему не выдали деньги? Похоже, доноры не верят в надлежащее ведение борьбы с коррупцией, и что предоставленные деньги будут использованы по целевому назначению.
ДФ: - Как у нас обстоит дело с внешней политикой?
К.К: - Во внешней политике Алмазбек Атамбаев допускает больше эмоциональности. К примеру, поехал в Москву и сказал: “Коренное происхождение русских писателей – из тюркских народов”. Это и у нас, и в России вызвало непонимание. Это не даст никакого положительного воздействия. Президент под вредным воздействием эмоций сказал также неправильную, недостоверную информацию, связанную с космонавтом Салижаном Шариповым. Во внешней политике эмоция может оказать только вредное последствие.
ДФ: - Марат мырза, скажите как военный человек, какой должна стать судьба транзитного центра американцев в аэропорту “Манас” в 2014 году?
М.И: - Американцы говорили, что в 2014 году завершат военную операцию в Афганистане. Но на днях провели переговоры об оставлении еще на 10 лет военных сил в Афганистане. Такую инициативу поднял президент Хамид Карзай. Они рассматривают оставление 90 тысяч военнослужащих на постоянной основе. Если так произвойдет, то возможно появится необходимость оставить у нас транзитный центр. По-моему, вопрос решится в зависимости от ситуации в Афганистане.
ДФ: - Говорят, ваш бывший шеф Кенешбек Дуйшобаев находится в Москве. Вы не знаете, по какой причине он уехал туда?
М.И: - Не знаю и знать не хочу. Недавно мне по телефону позвонил Шамшыбек Медетбеков: «Мы, видные люди из родов сарбагыш и бугу, хотим собраться, посоветоваться и переговорить о ситуации в стране, вы придите, поучаствуйте». Я поинтересовался, кто будет участвовать? Назвал имя Кенешбека Дуйшобаева. Как будто Дуйшобаев свернул горы в службе безопасности, теперь собирается проводить собрание родов. Медетбеков сказал, во главе этой инициативы стоит Дуйшобаев.
К.К: - Дуйшобаев 10 июня 2010 года на заседании правительства заявил, что ситуация в Оше, Джалал-Абаде под контролем, что все хорошо. Однако в этот же день вечером начались те события. Уже один этот факт говорит, как работал ГКНБ. Если правда, что Дуйшобаев уехал в Москву, тогда мы «приехали». Это свидетельствует о том, что бегство Кенешбека Дуйшобаева за пределы страны не последнее среди членов Временного правительства…
ДФ: - Ну, если говорить о политике – нескончаемая тема. Вы целый день гоняете шары, что можете сказать о бильярде? Какое место занимает в вашей жизни эта игра?
М.И: - Я очень люблю играть в бильярд. Могу сказать, мое хобби. Но когда работал в службе безопасности, совсем не было времени играть. Сейчас сижу дома без работы, нахожу время. Бильярд, с одной стороны, гимнастика, во-вторых, очень развивает мышление, логику, координацию. Была бы возможность играть в бильярд в каждой школе. У учащихся, играющих в бильярд, развилось бы и укрепилось мышление.
К.К:- С бильярдом дружу с юности. В Жогорку Кенеше я был одним из сильных игроков. Но в связи с операцией на ноге уже 5 лет не брал в руки кий. Сегодня играю. Некогда много играли и на деньги, и на пиво. Многие люди мои должники (смеется), не спрашиваю у них: «Когда вернешь то самое?» Марат Муканович говорит, хорошо бы в школах иметь бильярд - это заслуживает поддержки. На Украине в учебных заведениях введен обязательный специальный курс игры в бильярд. Поэтому бильярдисты Украины сильные.
Перед началом игры Кабай Карабеков напоминал, что на достаточно хорошем уровне играет в бильярд, не проиграет, а Марата Иманкулова легко обыграет. Как и говорил, выиграл у Марата Иманкулова со счетом 3:0. Марат мырза признал себя чисто проигравшим, поставил 2 кружки пива.