В ожидании выхода официальных итогов парламентских выборов возникла шумиха из-за мандата вследствие гендерного вопроса. Центральная избирательная комиссия (ЦИК) говорит о соответствии решения закону, а вторая сторона сомневается, мол, закон специально изменен для одного человека. Некоторые предполагают, что это только начало спора за мандат в 7-м созыве.
Би-Би-Си поговорила с председателем ЦИК Нуржан Шайлдабековой и с Жанаром Акаевым.
Интервью мы начали с председателем Центризбиркома Нуржан Шайлдабековой, затем продолжили с политиком Жанаром Акаевым.
Шумиха из-за распределения 7 мандатов…
Материалы на тему
- — «Никто не ответил за 120 тысяч испорченных бюллетеней»
- — ЦИК: Отменено решение о регистрации Саккараева кандидатом
- — «Мы проиграли деньгам»: Партия «Эл Умуту» прокомментировала результаты выборов
- — Турат Акимов, общественный деятель: «Пришедшие в парламент партии будут прислуживать властям»
Метки
Н. Шайлдабекова: Согласно конституционному закону о выборах президента КР и депутатов Жогорку Кенеша, там имеется 64-я статья. В соответствии с этой статьей есть норма, что при распределении мандатов не менее 30 процентов мандатов, полученных каждой партией, распределяются среди женщин. Если партия получает 7 мандатов, то не менее 30 процентов из них – это 3 мандата. Партия «Альянс» получила 7 мандатов, на основании этого закона 3 из них должны быть распределены среди женщин.
Би-Би-Си: Какова достоверность информации, что это очень поспешно изменено 15 декабря?
Н. Шайлдабекова: Не соответствует правде. Закон вступил в силу 27 августа. Это конституционный закон. Согласно нему, для реализации закона в жизнь принимаются наши нормативно-правовые акты. В том принятом 15 ноября положении подсчет оказался неверным, записали как 2 из 7. Я и самому Жанару Акаеву говорила, что это простая ошибка. Все равно, даже без изменения данного положения нам надо было выдать 3 мандата женщинам согласно закону.
Би-Би-Си: Значит, не сходится с правдой, что срочно изменено 13 декабря, 15 декабря?
Н. Шайлдабекова: Наше положение изменилось. Потому что положение должно было быть приведено в соответствие с конституционным законом. Оказалось, в положении подсчет объявлен неправильно. Наш сотрудник записал, что 30 процентов от семи равно два. Еще до такого изменения я разъясняла самому Жанару Акаеву: Жанар, это ошибка, как вы сами знаете, в любом случае конституционный закон стоит выше. В конституционном законе постулировано – три из семи. Кроме того, мы ранее проводя выборы в местные кенеши, по этой же норме не менее 30 процентов мандатов заложили в резерв для женщин. В самом законе об этом широко расписано. Один мандат, два мандата, на 7 мандатов 3 мандата. Так же должно было быть записано и в положении. Даже если это не записано в положении, но мы же проводим выборы в соответствии с конституционным законом. Разъяснила, но считаю, они спекулируют.
Два разных подсчета ЦИК и кандидата…
Би-Би-Си: Жанар Акаев приводит аргумент, что и по математическому расчету здесь грубая ошибка. Одно дело, если было бы 2.6, 2.7, а здесь же получается только 2.1…
Н. Шайлдабекова: Нет, там же нельзя делить 7 на 3. В законе не написано «третья часть от семи» или не написано по-другому.
В законе ведь говорится «не менее 30 процентов». Но эту норму вводили Алтынбек Сулайманов, кандидаты этой партии, сами лидеры вводили. Политиков не украшает, что сегодня делают такую спекуляцию, обманывают, вводят в заблуждение общественность.
Би-Би-Си: Если вы говорите «законно», то думаете, ваши аргументы смогут убедить общество?
Н. Шайлдабекова: Я думаю, гражданские организации также стоят на этой позиции. Потому что говорили: введите эту 30-процентную квоту, преференцию, и когда в парламенте было обсуждение. «Пусть будет преференция или пусть будет утвержденный список?» — в тот момент говорившие об утвержденном списке сказали «хорошо, что квота точно утвержденная и она сохраняется». Сторонники преференции говорили: эта система прогрессивная, а квоты мы обеспечим, сделаем еще лучше. Одним из инициаторов этого был именно Жанар Акаев.
Би-Би-Си: Вы сказали «подсчет был неправильно записан, я об этом говорила и самому Жанару Акаеву». Вы это сказали до возникновения этого спора, или сказали во время спора?
Н. Шайлдабекова: Он у меня спросил «здесь будет 2 или 3?». Я ему говорила, оказывается, в нашем положении был неправильный подсчет, мы это изменим. До этого спора.
Би-Би-Си: Вы говорите, оказывается произошла ошибка. Будут ли приняты меры к специалисту, допустившему ошибку? Что теперь будет?
Н. Шайлдабекова: Вы знаете, тот же специалист поднял инициативу: оказывается, вот так неправильно объявлено, это место не соответствует конституционному закону, давайте приведем в соответствие. После этого и общественные организации тоже обратились: в этом месте сделаем так, или как сделаем, или по закону? Конечно, по закону, мы обсудили также с коллегами, что введем изменения в постановление. Затем мы пришли к одному решению, что получим процентное соотношение не по количеству, а по закону.
Что говорит Жанар Акаев?
Политик кроме обнародования своего мнения по данному поводу на странице общественного сайта, разъяснил сказанное и Би-Би-Си. Дополнил, что обратились в суд, ждут решения суда. Он резко критикует спешное изменение.
Жанар Акаев: Не только у меня, но и у всего народа вызвало сомнение решение ЦИК, изменившее правило после выборов. Пусть будет на вашей совести члены ЦИК, выполнившие такое несправедливый приказ, и давшие приказ!
В принятом до выборов положении ЦИК четко записано: если партия получит 7 мандатов, то 2 будут для женщин. Регулирующее закон положение — 13 декабря руководство ЦИК собрало своих членов ночью, но несмотря на оказанное давление, члены были против, не прошло предложение изменить постановление. На этом не успокоилось. Взяв 2 дня времени, ЦИК, направляя приветствия с «верхушки» каждому члену, привел вопрос к созреванию, вынес его снова. Кое-как провели, снова и снова ставя на голосование. ЦИК специально изменил вопрос, относящийся к одному «Альянсу», в том числе только ко мне одному. Правило пишется и в отношении одного человека? Это уму непостижимое явление – менять постановление после окончания выборов и объявления, кто прошел.
Атай Бейшенбек: Это только начала шумихи из-за мандата…
Один из тех, кто с начала парламентских выборов наблюдает и анализирует – гражданский активист Атай Бейшенбек. Он говорит, только начинаются связанные с мандатом скандалы, в дальнейшем будет еще много мандатных споров. По его словам, теперь роль коалиции в парламенте в какой-то мере возьмут депутатские группы.
Активист говорит: тогда вопрос мандата будет регулироваться в зависимости от отношения того или иного депутата к власти или оппозиции. От такого процесса не останутся в стороне и пришедшие из одномандатных округов депутаты. С его слов, будет еще много тех, кто получит мандат, но поздней лишится его.
Вопрос подсчета голосов на последних прошедших парламентских выборах в Кыргызстане бросил пищу горячим обсуждениям, спорам и перетягиваниям каната. Более того, были и требовавшие аннулировать итоги выборов, провести повторные выборы. Но ЦИК говорит: все причины, бросившие пищу спорам, не могут повлиять на итоги, выборы прошли чисто. Тем не менее озвучивающие требование ухода с должности всего сегодняшнего состава ЦИК обвиняют ЦИК в фальсификации не только в этот раз, но и на прошлых выборах.
Хотя стали известны предварительные итоги прошедших 28 ноября парламентских выборов, но полные официальные итоги объявят 18 декабря.