— Садыр Нургожоевич, здравствуйте.
— Здравствуйте.
— Я пришел с несколькими вопросами, как журналист, которому небезразлична судьба страны и народа. Благодарю за то, что согласились побеседовать.
— Не за что.
— Тогда мой первый вопрос. Вчера оппонент задал вопрос Омурбеку Текебаеву на теледебатах. «В 2012 году, когда Садыр Жапаров предлагал забрать Кумтор в пользу государства, вы были против. Почему?» — спросили у него. Текебаев ответил: «Наше предложение не было включено в проект постановления, поэтому мы были против. Но и сейчас Кумтор не отошел к государству». Это правда? Если правда, то о каком предложении идет речь? Кумтор отошел к государству или нет?
— То ли у Текебаева маразм, то ли он завидует. Про «маразм» я заговорил потому, что он упрямо настаивает на том, что выбранное им решение правильное. Из-за своего упрямства в последние десять лет он завел страну в болото. А ведь есть множество других вариантов решения вопроса. Кумтор, бесспорно, на 100% отошел к государству. Поставлена точка. Даже они это признали. Сейчас идут разбирательства по уголовным делам. Задержаны ряд чиновников. И с их стороны есть те, кого надо привлечь к ответственности. Нужно немного времени. Когда доведем дело до конца, мы сделаем выводы. Потерпите.
Я говорю о зависти потому, что в 2012 году Текебаев выступил против потому, что завидовал, а также выполнял поручение Атамбаева. Они были в одной команде.
Предпочитаю не отвечать многим политикам. Но они сами пристают. Приходится отвечать.
В 2012 году поднимался вопрос о том, чтобы Кумтор отошел к государству, в Жогорку Кенеше была шумиха. Тогда Текебаев собрал у себя в кабинете фракцию и упрекнул их: «Неужели этот вопрос будут поднимать «ата-журтовцы»? Разве в наших рядах нет человека, который мог это сделать?» Завидовал. Эту историю в то время сразу же нам лично рассказал депутат из партии Текебаева Бактыбек Калмаматов.
«Сейчас во фракции был такой разговор. Вопрос Кумтора не пройдет, Садыр аке. Не утруждайте себя, я проголосую, но мой голос ничего не решит», — сказал он.
Если это неправда, пускай Бактыбек Калмаматов сейчас скажет. Это слышали все тогдашние молодые депутаты: Дастан Джумабеков, Жыргал Саматов, Талант Мамытов, Камчыбек Ташиев. Когда в зале был перерыв, обычно собирались молодые депутаты и беседовали.
Когда дело дошло до голосования, фракция «Ата Мекен» в полном составе покинула зал. Можете поднять архивы Жогорку Кенеша и изучить. Архив не соврет.
А в 2015 году перед выборами они решили пропиариться перед народом, вроде как инициировали законопроект со словами: «Кумтор должен отойти к народу, ледники не должны разрушаться». Безрезультатно. Сделали это для того, чтобы народ увидел. А почему не могли поддержать в 2012 году? Если бы тогда поддержали, с тех пор мы бы сохранили около 8 млрд долларов. Все это вывезено за границу. Кыргызы не могут встать на ноги из-за зависти. Вместо этого помогайте мне, а не ставьте подножки. Мне от вас нужна только моральная поддержка. Я сейчас чувствую моральную поддержку только от простого народа. А некоторые политики настроены против. Напротив, когда дело касается Кумтора, Мегакома и других международных вопросов, вам нужно слиться в один кулак и поддержать. А не потешаться и радоваться, если допущена хоть малейшая оплошность. Вы же граждане Кыргызстана, в конце концов.
И, кстати, Мегаком полностью отошел к государству.
— Выборы близятся. Гарантируете, что они пройдут спокойно?
— 100% гарантию может дать только Господь. Я же даю 99% гарантию. Власть не использует административный ресурс, как раньше? Нет. Подкуп и продажу голосов мы пресекаем как можем. Конечно, мы не можем приставить человека к каждому кандидату и избирателю, речь о 3,5 млн избирателях. Народ не должен продавать свой голос. Выборы пройдут спокойно, так как власть не использует административный ресурс. Под каким предлогом народ выйдет на улицы? Предлога-то нет.
Да, есть отдельные политики, которые совещаются по поводу «вооруженного переворота». Каждого из них мы знаем. Доказательства собрали. После выборов примем жесткие меры. Если бы мы сейчас приняли меры, то их сторонники выступили бы с криками: «Все это из-за выборов». Это последние выборы. После них мы на пять лет забудем о политике. Все будем заняты развитием экономики. Выступающие без повода будут жестко наказаны. И мы сами повода не дадим. Будем работать честно и справедливо. Нам нужно оставить свое имя в истории. Такова цель.
— Садыр Нургожоевич, благодарю за внимание и интервью!
Беседовал Асланбек Сартбаев