Почему инвесторы уходят из Кыргызстана?

Автор: Элеонора Сагындык кызы, корреспондент Би-Би-Си в Бишкеке
BBC. Кыргыз кызматы BBC. Кыргыз кызматы
Обратите внимание на дату публикации.

По итогам прошлого года, уменьшился общий объём прямых инвестиций в страну, составив всего 31,5%. Инвестиции резко сократились в Баткенскую, Чуйскую, Иссык-Кульскую области и город Ош.

По данным Нацстаткома, в 2016-м объем внешних инвестиций составлял 530 млн долларов, а в 2018-м – всего 345 млн долларов.

Почему уменьшился поток инвестиций в Кыргызстан? Что говорит президент, правительство, местные предприниматели и сами инвесторы?

"Сокращение инвестиций – глобальная тенденция"

Директор агентства по продвижению и защите инвестиций Шумкарбек Адылбек уулу связывает резкое сокращение объема инвестиций в Кыргызстан в последние годы с общемировой экономической тенденцией:

Объем инвестиций в мире сокращается с 2015 года. Так, в 2017-2018 гг. мировые инвестиции сократились на 23%. Прямые инвестиции в развитых странах сократились на 37%, а в странах с переходной экономикой, как в Кыргызстане, снижение составило в среднем 27%. Это связано с политикой в международной торговле, политическими санкциями.

При этом чиновник признает наличие внутренних факторов, вызывающих беспокойство инвесторов:

"Приходя в Кыргызстан, инвестор обязательно обращает внимание на инвестиционный климат в стране. В первую очередь интересуется нормативно-правовые актами, инфраструктурой: возможностью подключения к электроэнергии, канализации, водоснабжению, состоянию дорог, а также обращает внимание на процедуры получения земельного участка. Также важны налоговые и таможенные законы.

Кроме того, есть еще два важных аспекта: это связанный с экологией вопрос и отношение к инвесторам местного населения".

Тем не менее Агентство по продвижению и защите инвестиций сообщило, что в прошлом году запущены 9 инвестиционных проектов на сумму 28,2 миллиона долларов, за счёт чего создано около 400 рабочих мест, а в бюджет государства поступило 3 млн сомов налоговых выплат.

Мешающие инвестициям скандалы на месторождениях

Крупные инвесторы прибывают в Кыргызстан для работы в горнорудной отрасли. Однако в местности, где расположены рудники, часты конфликты между местным населением и инвесторами.

Так, в феврале прошлого года местные жители выступили напротив разработки месторождения Шамбесай в Кадамжае, в апреле жители Тогуз-Тороуского района выходили на акции протеста против разработки Макмальского золоторудного месторождения, в июне вышли против разработки золоторудного месторождения Иштамберди в Ала-Буке. В декабре возник конфликт между жителями Чаткальского района и сотрудниками фабрики  "Эти Бакыр Терексай". Такие случаи отпугивают инвесторов, заинтересованных вложиться в горнорудную отрасль.

Подводя итоги 2018 года, президент Сооронбай Жээнбеков особо подчеркнул резкое сокращение инвестиций в горнорудной отрасли.

"В прошлом году инвестиции из Китайской Республики сократились на 45%, Канады – на 25%. Однако втрое выросли инвестиции из России, на 80% – из Турции. Также выросли из европейских государств. Необходимо защищать инвесторов, создавать им условия, привести их – нелегкое дело. Например, они слышат про вчерашние события в Чаткале, после событий на Макмале, Шамбесае спрашивают друг у друга, узнают. Иногда происходят факты рейдерского захвата бизнеса", - говорил президент на пресс-конференции 18 декабря.

В Кыргызстане связанные с месторождениями конфликты периодически возникают и по "Кумтору". Президент ограничился сообщением, что вокруг крупного инвестиционного проекта идут переговоры, и не стал сообщать подробности.

"Инвесторы нуждаются в защите"

В 2014 году инвестиции в Кыргызстан вложили 142, в 2015-м – 127, в 2016-м – 99, в 2017 – 115, в 2018-м – 137 зарубежных компаний.

Как отмечает правительство, в последние два года выросло число прибывших в страну инвестиционных компаний, однако не увеличивается объём инвестиционного потока.

Какие тому имеются причины?

Пришедшие в Кыргызстан инвесторы сталкиваются двумя главными препятствиями в виде бюрократии при получении разрешительных документов и коррупции.

На протяжении многих лет занимающийся бизнесом в Кыргызстане британский бизнесмен Джон Маккеон говорил до этого Би-Би-Си, что устал от посредников.   

"Лично я устал от посредников. Они обещают очень много, но практически мало что делают. Инвесторы не понимают местный язык, культуру. Тем не менее я думаю, что я хорошо понимаю кыргызов, нежели англичане или американцы, потому что я ирландец. Кыргызстан – очень красивая страна. Эту красивую природу необходимо охранять. Вместе с тем можно учесть требования инвесторов. Я потерял достаточно много средств, вкладывая деньги в Кыргызстан. Я прибыл, зная, что бизнес это риск, я был к этому готов. Поэтому я ожидаю к себе такого же четкого и открытого отношения".    

Зарубежные инвесторы, которые вложили деньги в Кыргызстан, но не смогли получить прибыль, ушли, махнув рукой. Поэтому местные бизнес-представители говорят, что, прежде чем привлекать новых инвесторов, правительству надо защищать инвесторов, которые вложили в Кыргызстан деньги до этого времени.

"Самое главное условие для привлечения и повышение инвестиций в страну – это защита вложенных до этого времени инвестиций. Дача гарантии  этим инвестициям. Не чинить барьеров при освоении инвестиций. Это основные вещи. Объём самого рынка, условия и механизмы можно назвать второстепенными моментами. Также важно, насколько либерально и стабильно наше законодательство", - говорит президент ЖИА Темиркул Ажыкулов.

Между тем министр экономики Олег Панкратов заявил на сегодняшнем заседании профильного комитета Жогорку Кенеша, что в прошлом году в страну было привлечено 345 млн долларов инвестиций, а выведено из страны – 328 млн долларов инвестиций.

Источник: Кыргызская служба Би-Би-Си