Сегодня, 27 июня, в Бишкекском городском суде прошло судебное заседание по делу экс-мэра города Токмока Канатбека Исаева. На заседании подсудимые попросили прекратить уголовное дело в связи с истечением срока давности.
Адвокат Сергей Слесарев поддержал ходатайство и в своем выступлении попросил переквалифицировать статью 303 УК КР на менее тяжкую, которая предусматривает прекращение уголовного дела за истечением срока давности.
Судебная Коллегия рассмотрела ходатайство и своим постановлением прекратила уголовное дело в связи с истечением срока давности, переквалифицировав статью "коррупция" на статью "злоупотребление должностным положением". Однако принято решение оставить Исаева под стражей. Для разъяснения этих нюансов мы обратились за интервью в рамках программы Кун чекит" к доктору юридических наук, профессору Мукару Чолпонбаеву.
- Сегодня Бишкекский городской суд прекратил уголовное дело Исаева. На основе чего принято такое решение? Можно ли сказать, что Исаев освобождён от ответственности?
- Здесь нельзя говорить об освобождении от ответственности. Он освобождён от отбывания наказания. Я до этого много раз говорил, что надо прекращать вмешательство президента в судебные процессы и практику указок сверху судьям. По моему мнению, в этот раз президент не вмешивался в судебный процесс. Из-за такого вмешательства Первомайский районный суд признал Исаева и других фигурантов виновными по коррупционной статье. Сейчас же никакого давления не оказывалось. Я очень рад, что судьи приняли аргумент обвиняемой стороны. Значит, наши судьи начинают работать по закону. Преступления делится на четыре категории. Статья 303 "коррупция" считается тяжким преступлением, срок давности по которым 7-10 лет.
Статья 304 "злоупотребление служебным положением в чьих-то интересах" считается не особо тяжким преступлением. Согласно статье 67 Уголовного кодекса, срок давности здесь составляет 3 года.
- Есть возможность у прокуратуры обжаловать решение по прекращению уголовного дела Исаева в Верховном суде?
- Конечно есть. Основное требование: первоначально подсудимые должны признать свою вину и подписаться под ходатайством, что согласен. Только на таких условиях суд может сократить дело. В противном случае судебный процесс доводится до конца, и если истек срок давности, тогда избавляют только от наказания. Здесь нет условия реабилитации. Поэтому прокуратура может подать апелляцию на основе Гражданского кодекса.
- Отдельные средства массовой информации пишут, что Исаев оправдан. В каком случае можно считать его оправданным?
- Есть три механизма оправдания. Пункт 1 статья 28 Уголовного кодекса, что преступления не было. Во втором пункте говорится, что преступление было, но в действиях человека нет состава преступления. Третье основание – статья 225. Это когда вина подсудимого не доказана в суде. На этих трёх основаниях можно полностью оправдать. Но в деле Исаева нет реабилитационных обстоятельств для сокращения дела.
- Спасибо за интервью!