Влияние ЕАЭС

Автор: Азизбек ЧАМАШЕВ
Эркин Тоо Эркин Тоо
26 февраля 2016
Версия для печати
Обратите внимание на дату публикации.

  Вчерашнее и сегодняшнее положение швейного производства

Легкая промышленность Кыргызстана делится на швейное и трикотажное производство. Особенно развивается швейная отрасль. По предположениям местных экспертов в этой отрасли работает около 150 тысяч человек. Практически все предприятия считаются принадлежащими частному сектору. Отрасль начала оживать с середины 1990-ых годов. Сейчас она одна из отраслей, вносящих огромный вклад в экономику страны. По данным Министерства экономики, производственный объем отрасли в 2012 году составлял 9 млрд 252,8 млн сомов (около 192 млн долларов). Это стало  самым высоким показателем в швейном производстве. В порядке сравнения остановимся на некоторых фактах. Если в 2004 году объем экспорта пошитой в стране одежды был 14,7 млн долларов, то спустя 10 лет этот показатель достиг 155 млн долларов. Экспорт преимущественно направлялся в Россию и Казахстан. Из них 90% отправляется в Россию. Продукция отличается дешевизной и качеством. На развитие швейной отрасли оказала влияние дешевизна электроэнергии и рабочей силы. Также открыло дорогу к развитию внедрение в 2005 году патентного метода. Этот способ создал условия для вывода на свет множества предприятий, работавших в тени.

 Что произошло бы, не вступи мы в ЕАЭС?

Сейчас этот вопрос много задается общественностью. Причина в том, что происходящие в нашей стране некоторые трудности, усиление экономического кризиса разъясняют как последствие вступления Кыргызстана в новый союз. Поскольку вышеуказанный вопрос имеет широкое значение, нам следовало бы исследовать подробный ответ на него, но размер нашей страницы ограничен. Ответ на него дал доктор экономических наук Жумакадыр Акенеев: «Если бы Кыргызстан не вступил в ЕАЭС, то наша граница с Казахстаном полностью бы закрылась. А поскольку основные торгово-экономические взаимосвязи Кыргызстана с Россией осуществляются через эту соседнюю страну, тогда мы столкнулись бы с еще более огромными трудностями. Узбекистан и без того закрыт. Например, возьмем пошитую в Кыргызстане одежду. Основное направление ее экспорта – это Россия и Казахстан, и эта дорога закрылась бы. Тогда мы потеряли бы швейную отрасль, находящиеся здесь многие предприятия перебрались бы в те страны. В Китай мы ничего не можем экспортировать. В итоге единственной страной, с которой останутся взаимосвязи, был бы только Таджикистан. Поэтому мы сделали очень правильный шаг, став членом ЕАЭС».

На самом деле в результате шагов Казахстана  по закрытию границы после 2010 года, наши некоторые предприниматели начали передвигать свои швейные предприятия в Россию. Сейчас этот процесс остановился. Напротив,  китайские и турецкие предприниматели начали интересоваться строительством своих текстильных предприятий в Кыргызстане. По словам вице-премьер-министра Олега Панкратова, до этого работавший в Узбекистане турецкий предприниматель приехал сюда и намеревается строить в Кара-Балте трикотажную фабрику. Если товары выходят от нас, то пошлины не заплатит. Это стало первой ласточкой, прилетевшей извне. После него такие предприятия будут еще увеличиваться.

«Трудности есть, но велика наша надежда на развитие»

Мы напрямую обменялись мнениями с предпринимателями-бизнесменами, так как они хорошо знают свои работающие производственные отрасли. Например, носки предприятия частного предпринимателя, пока не пожелавшего назвать свои ни имя-фамилию, ни точный адрес, в пересчете на численность населения России обеспечивают на 1,9%. Хотя это легко говорится, но без слов понятны стоящие за этой цифрой многолетние трудности предпринимательства, - говорит глава предприятия. Ну а Жанара Усенова, работающая менеджером малого предприятия, имеющего своих покупателей, клиентов, производящего качественную спортивную одежду, экспортирующего в Казахстан, сказала, что и в дальнейшем они будут стремиться экспортировать свои товары на рынок России. «У нас особое внимание обращается на качество товара, могу сказать почти о полном отсутствии брака. Став членом ЕАЭС, мы намерены расширить свое производство», - говорит Ж. Усенова.

В то же время Атыр Максутова, занимающаяся пошивом и продажей одежды для новорожденных, говорит, что после вступления нашей страны в ЕАЭС количество швейных машинок увеличилось с 9 до 12 единиц. Но работу не всегда сопровождают сплошные успехи. Например, Самат Капаров, занимающийся швейным предпринимательством, решил прекратить работу предприятия с 36 швейными машинками, так как упала торговля, все цены выросли в 2-3 раза.

Тем не менее если бы государство уделило внимание легкой промышленности, создало условия для быстрого развития, то пошитая в Кыргызстане одежда широко распространилась бы на территории ЕАЭС и появились бы большие возможности для продажи. Если мы правильно используем время, то в предстоящие 1-2 года предположительно сможем достичь крупных показателей. В принципе мы вошли на рынок с примерно 200 млн человек. Это само по себе стало шагом вперед для  швейного производства Кыргызстана.  Видно, что остальное будет связано и с их собственными стараниями.

Что говорит международный источник информации?

По сообщению Всемирного банка, основную роль в развитии отрасли сыграло членство Кыргызстана во Всемирной Торговой Организации (ВТО). Согласно требованиям организации, поступающее из Китая, Турции, Южной Кореи и других стран сырье входило к нам по льготным таможенным пошлинам. Так, до 2010 года с 1 кг поступающей извне ткани и фурнитуры независимо от вида взималась таможенная пошлина всего в 0,15 доллара. Эта цена с тех пор поднялась до 0,28 доллара, а начиная с 2012 года стала 0,5 доллара. Но с тех пор как Кыргызстан вступил членом в ЕАЭС, этот показатель вырос в несколько раз. Тем самым появилось много трудностей.

Источник: газета «Эркин тоо» №16 от 26.02.2016/стр.8

  https://www.gezitter.org/economics/48089/ Ссылка на материал: