Посол Китая в Кыргызстане сообщил, что за недовольствами к зарубежным инвесторам возможно стоят чьи-то политические игры.
Повлияет ли на Кыргызско-Китайские отношения «подножки» китайским предпринимателям, насколько это может навредить Кыргызстанской экономике, с такими вопросами «Азаттык» обратился к эксперту-востоковеду Сейтеку Качкынбаеву.
- Господин Сейтек, в разных местах усиливаются недовольства китайскими предпринимателями, разрабатывающими месторождения. Вчера об этом высказал свое мнение и посол Китая в Кыргызстане. По некоторым мнениям, если так и дальше будет продолжаться, то, возможно, это нанесет урон Китайско-Кыргызским отношениям, и даже возможно, что Китай предпримет санкции против Кыргызстана. Каково ваше мнение?
- Я думаю, что Китайско-Кыргызские отношения не дойдут до использования санкций. Этот вопрос надо рассмотреть с двух сторон. Во первых, с кыргызской стороны: у нас присутствует психология, что если есть деньги, то можно купить все. Она появилась у нас еще с 90-х годов. То есть, это значит, что с зарубежных инвесторов, приезжающих в нашу страну в целях вложить деньги, необходимо взять «шапку» или по-другому, попытаться положить себе в карман долю от какого-либо проекта. Наша кыргызстанская политическая элита возродилась из того, что никогда не считалась с общественностью, самостоятельно односторонне решала вопросы, или точнее сказать, родилась из того, что они постоянно «выпрашивали» деньги у зарубежных инвесторов или, запугивая, прогоняли их. Один пример: в 90-е годы, известная корейская компания “Daewoo” приехала в Кыргызстан и предложила построить автозавод. Но из-за того что у них запросили огромную сумму денег, они были вынуждены уехать.
- А не бесит ли людей тот факт, что разрабатывая золотые и другие месторождения, составив тайное соглашение с предпринимателями, создав для Кыргызстана мизерную или совсем никакую пользу, тем самым создали выгодные условия для инвестиционных компаний? Народ требует прозрачности?..
- Вы правильно говорите, решается вопрос общественной важности, необходимо обсудить его в обществе, а затем только давать разрешение. Со стороны государства должна быть тесная связь с общественностью. Рассмотрим вторую сторону вопроса, с китайской стороны: вы хорошо знаете, что на юге есть такая поговорка: «Узбеки торгуются только с узбеками, и деньги оставляют только им. С кыргызами они не торгуются, а вот кыргызы торгуются с узбеками и не оставляют денег кыргызам». Вот на таком примере, в китайских компаниях, работающих в Ала-Буке и в Чаткале, 90% работников - сами китайцы. Самую меньшую часть с низкой зарплатой составляют кыргызстанцы. Неизвестно, каким образом эти китайские компании получили лицензии. В то же время, крупные предприятия нанимают только китайские компании и 90% приносимых инвестиций отдают все тем же китайцам.
- Это усиливает недовольства местного населения?..
- Конечно. Поэтому кыргызское правительство должно внести изменения, касающиеся инвестиций, в Трудовой Кодекс и поставить такие требования. Сейчас стоит необходимость ввести пункты, в которых будет указано, что какая бы инвестиционная компания ни была, определенную её часть должны составлять рабочие из Кыргызстана.
- Нынешний глава правительства Алмазбек Атамбаев, создавая коалиционное правительство и выдвигаясь на пост премьер-министра, обещал, что «перерассмотрит лицензии, выданные на разработку месторождений». При рассмотрении соглашений возможно было бы внести эти требования?
- Я не в курсе, про то, что сказал Атамбаев. Но раз он хотел создать демократическое общество, подобные вопросы надо решать на всеобщественном обсуждении. Как говорят: «В торге не бывает дружбы», - если интересы Кыргызстана не согласуются, будет сложно составить прагматичные отношения не только с Китаем, но и со странами Африки, Таджикистана, Пакистана.
- Спасибо за беседу, Сейтек мырза.
Источник: «Азаттык» уналгысы