Жогорку Кенеш КР после бурных обсуждений, инициирования актуальных вопросов, множества политических интриг ушел на отдых. За прошедшие пять лет каждая парламентская фракция успела рассказать о достижениях и упущениях в своей деятельности. Один из таких активных парламентариев – лидер Социал-демократической фракции Жогорку Кенеша Турсунбеков Чыныбай Акунович. В первый день каникул мы привлеки к интервью депутата:
– Чыныбай Акунович, ряд депутатов инициировал поправки в Конституцию и представил законопроект президенту Алмазбеку Атамбаеву. Президент попросил отозвать проект в связи с недостатком времени на обсуждение с общественностью. Давайте обратимся к истории вопроса…
– Что касается несовершенства Конституции, то, во-первых, в обществе, в среде политиков высказывалось много мнений, возникали серьезные недочеты из-за разницы в кыргызском и русском вариантах Основного закона. Во-вторых, Конституция создавала препятствия в решении споров по многим вопросам в Жогорку Кенеше. Среди имевших место в последние 4-5 лет дискуссий большие проблемы создавали царящий внутрифракционный хаос, отсутствие дисциплины, игнорирование линии партии депутатами и их непослушание.
Отдельные партии раскололись, в результате потеряв силу. Во-вторых, в Основном законе неполно отражены полномочия главы правительства, более того, отсутствовала вертикаль власти. Премьер-министр даже не мог назначить или уволить акимов. В общем, говорилось про усиление и укрепление института правительства. Третья упоминаемая оппозиционными депутатами проблема – это буксовка судебной реформы, народное недовольство судьями. Мы принялись за решение этих проблем, которые вызвали недовольство в обществе и тормозили развитие экономики.
Материалы на тему
- — Жумакадыр Акенеев, экономист: "Парламент V созыва оправдал надежду народа на "3""
- — Табылды Акеров, политолог, кандидат исторических наук: «Сегодняшнее объединение партий – «разминка»
- — Азамат Арапбаев, депутат ЖК: «Политика может изменить образ мышления, внутренний мир молодежи»
- — Марат Казакпаев, политолог: Мы что должны бездействовать, выполняя указания "Ата Мекена"?
Метки
Проект был создан более года назад. Первый и второй варианты обсудили лидеры пяти парламентских фракций. Тогда все лидеры в принципе заявили о необходимости поправок в Конституцию. Были только некоторые вопросы, поэтому мы активно принялись за работу. Самое главное – это недостаток информации у населения относительно необходимости проведения референдума по поправкам в Конституцию. Много шумихи было вызвано мораторием на изменение Конституции сроком до 2020 года. Также не хватало времени. Вот с учетом этого президент обратился к нам. Мы согласились с его предложением, учитывая ситуацию в обществе.
– Недавно прошли большие обсуждения поправок в Водный кодекс. Вы выступили с отдельным заявлением. Между СДПК и "Ата Мекеном" произошла пикировка. Почему вы оценили действия отдельных депутатов, как "популистские"?
- Расскажу первым делом о разнице между популистами и непопулистами. До принятия поправок в Водный кодекс в первом и втором чтении за кулисами шли отдельные действия. Но перед общественностью, прессой звучали совершенно другие заявления. Говоря про популизм, я имею виду, когда за кулисами не ценят работу, или игнорируют, не обращают внимания. Почему говорю "за кулисами"? Между первым и вторым вариантом поправок, инициированных правительством, есть много различий. За кулисами мы работали по проекту совместно с правительством и днем, и вечером. Наша цель – предотвратить поправками в кодекс ущерб ледникам. Но пусть и бюджетообразующее предприятие приносит пользу Кыргызстану. Споры продолжались сутками. Мы неустанно работали, чтобы довести законопроект до третьего чтения. В проекте указаны два конкретных ледника. Ледник Лысый полностью исчез, сейчас там ровное место. Ледник Давыдова исчез на две трети, и в этом виноват не нынешний парламент.
Всё это последствия действий прежних парламентариев, прежней власти. Мы должны учитывать этот момент. Во-первых, необходимо решать вопрос, исходя из существующих реалий. Большинство депутатов приняли это с пониманием. Мы проливали пот, чтобы была польза завтрашней жизни народа. И то, что наш труд выставляется как предательство, а нас представляют как монстров, я считаю популизмом.
– А ради каких целей вы проливали пот?
– Во-первых, чтобы внести названия исчезнувших ледников. Мы указали эти ледники, даже если исчезли. Вот, в свое время ряд депутатов выступил с криками относительно Узонгу-Кууша. В результате пролилась кровь, были беспорядки. Но политики, поднявшие проблему Узонгу-Кууша, впоследствии пришли к власти в финале двух народных восстаний и двух революций. Но ни одни из этих депутатов не озаботился проблемой Узонгу-Кууша сейчас, никто не поднял вопрос о его возвращении. Вопрос был удобным предлогом и сейчас остается на том же уровне, на котором был. Поэтому как бы ни будоражили народ в связи с двумя ледниками, никто не вернет ледник Лысый обратно. Так же как никто не сможет восстановить две трети ледника Давыдова. Поэтому мы пытаемся не политизировать, а решать вопрос. Мы с головой окунулись в эту работу и старались работать конструктивно.
– Как политик и депутат какое решение считаете правильным по поправкам в Водный кодекс?
– По мировой практике даже исчезнувшие ледники необходимо фиксировать и прописать. Те, кто допустил их исчезновение, должны понести ответ, чтобы это стало уроком для остальных, чтобы никто завтра не смог покуситься на кыргызские ледники, чтобы из-за этого не страдал простой народ.
– Один из актуальных вопросов на сегодня – биометрика. Инициатива исходила от президента Алмазбека Атамбаева. Несколько судей Конституционной палаты успели выразить свое мнение по этому вопросу, одна судья даже была уволена. Как лидер фракции СДПК что вы скажете о важности и значении этой работы?
– Во-первых, мы вывели принцип "Один избиратель – один голос". Во-вторых, в 2010 году мы вышли с лозунгом "Мы принесли в Кыргызстан чистые выборы". После 2010 года начали думать, что надо сделать, чтобы укрепить чистые выборы. Ознакомились с опытом других стран. Обратились к монгольскому опыту. Группа из 10 депутатов побывала в Монголии, среди нас был и Равшан Жээнбеков. Увидели, как проводят выборы на основе биометрической информации. До этого провели анализ проблем.
В Монголии парламентская демократия установилась еще в 1990 году. После выборов происходил беспорядки, доходило до поджигания правительственных зданий. После этого монголы перешли к выборам на основе биометрии. В шестой раз прошли чистые выборы, прекратились давние недовольства и недоверие к итогам выборов. Значит, хорошо, что мы схожий по ментальности с монголами народ решили ввести биометрику. Нам предлагают провести выборы прежним методом и добиться победы путем применения административного ресурса, раз власть в наших руках. Я отвечаю таким людям: "И где сейчас Акаев и Бакиев, воспользовавшиеся этими возможностями?"
Сегодня народ поддерживает позицию президента Атамбаева о чистых выборах. А единственный путь обеспечения честных выборов – это биометрика.
– Партия СДПК собирается участвовать в выборах. Какова ваша готовность к предстоящей политической схватке?
– Сколько мы голосов наберем на выборах – это в руках бога и наших избирателей. Мы прилагаем максимальные усилия, чтобы выполнить обещанное народу. Мы видели первую революцию и тех, кто пришел после к власти. Нашей основной задачей было не повторить их ошибки, установить мир и стабильность в стране, избавиться от митингов. Вот во всем этом велика роль СДПК. Говорится, что народ все видит и все рассудит правильно. Я думаю, что в установлении в Кыргызстане мирной, стабильной жизни, старте крупных проектов достаточна роль президентской партии, нашей программы 2010 года. СДПК занимает свою нишу в народе как исполнитель этих задач, как партия, стоящая в центре согласия в Кыргызстане и на арене политических сил. Соответственно этому партия получит свою оценку.