Кумтор: Шаг в будущее

Обратите внимание на дату публикации.

Золотое месторождение Кумтор было связано с крупнейшей аферой в истории Кыргызстана, погубило первый, легендарный парламент, способствовало скандальной отставке нескольких премьер-министров, свержению президентов, возникновению революций. Десятки лет поднимался вопрос национализации золотого месторождения Кумтор, но только в прошлом году, 17 мая решением Жогорку Кенеша было введено временное внешнее управление. С тех пор кыргызское правительство судится на международных судах с компанией «Центерра Голд». Что приобрело и что потеряло кыргызское правительство с тех пор?

Кыргызская власть может национализировать золотое месторождение «Кумтор» без международного суда. Это указано в Конституции и в Международной экономической хартии.

Кубанычбек Исабеков, экс-депутат ЖК:

- Я бы назвал канадцев «инвесторами», в кавычках. Они не инвесторы. Международные аферисты. Если нарушаются законы Кыргызстана, если есть риск для здоровья и жизни человека, если нарушаются законы, касающиеся налогов и таможни, экологии, у нас есть право произвести национализацию. Это указано в Основном законе.

С начала добычи золота независимый Кыргызстан не разбогател. Напротив, столкнулся с расходами, нежели доходами. Был нанесен огромный ущерб экологии.

С 1996 по 2021 гг. был нанесен огромный вред экологии, вековые ледники превратились в мусорный полигон. Ледники Лысый и Давыдова ежегодно тают на 10 метров. Были и несчастные случаи, несколько оползней, которые нанесли не только материальный ущерб, но и привели к человеческим жертвам. Из-за цианидной аварии 1998 года не только Джети-Огузский район, но и вся Иссык-Кульская область столкнулась с экономическим и экологическим ущербом. Было подорвано здоровье населения. Из-за аварии, которую скрывали 12 дней, пострадали более 2000 человек, 2 погибли. До сегодняшнего дня судятся 17 тысяч человек, требуя выплатить компенсацию. За упомянутый период на руднике Кумтор погибли 19 человек, 47 человек стали инвалидами различной группы. В результате золотодобычи Кыргызстан терял и водные ресурсы. Ежегодно расходовалось 5 млн кубометров воды, за что канадская компания «Центерра Голд Инк» не заплатила ни сома.

Кубанычбек Исабеков, экс-депутат ЖК:

- К сожалению, до сегодняшнего дня отвалы сбрасывают на ледник Давыдова, Петрова. Правительство не определило другой участок. От Давыдова, Петрова ничего не осталось. Мы ударили топором по своему будущему. Акаев же приезжает к нам, как герой. А ведь всю аферу он и начал.

Все, кто правил Кыргызстаном, ставили личные интересы выше всего, когда дело касалось Кумтора. Поэтому рудник превратился в аферу власть имущих и иностранцев. Добытое в Кыргызстане золото, серебро, не только с Кумтора, вывозились за границу через иностранные банки.

Кубанычбек Исабеков, экс-депутат ЖК:

- При Акаеве, Бакиеве, Отунбаевой, Атамбаеве… Сколько писали, обращались, им было все равно. При Сооронбае Жээнбекове сменили банк на московский. Условия оказались хуже прежнего. К сожалению, я такой же простой гражданин, как вы. Я несколько раз обращался в письменной форме в «Кыргызалтын», но не смог получить материалы.

С тех пор, как на рудник Кумтор ввели временное внешнее управление, произведенное там золото не вывозилось за границу. Об этом регулярно сообщает официальная власть. Когда вводили внешнее управление, были учинены помехи, мол, кыргызы не смогут управлять рудником.

Улукбек Ормонов, лидер фракции «Ишеним»:

- По правде говоря, было много недоверия. Сможем ли мы самостоятельно поддерживать такой крупный проект. Хватит ли нам отечественных инженеров? Как будет работать полностью компьютеризированное производство? Наши граждане, наши горнопромышленники проявили себя. Кумтор не остановился, как многие ожидали. Были учинены препятствия. Вынуждали отказываться от подписанных контрактов. Не давали поставлять запчасти. Несмотря на это, Кумтор сегодня работает. Можно поблагодарить наших руководителей.

Мы лишились некоторых личностей, вроде Насирдина Исанова, которые озвучивали правду о месторождении. Некоторые политики лишились свободы.

Улукбек Ормонов, лидер фракции «Ишеним»:

- Из-за Кумтора в свое время был распущен парламент. Кумтор превратилась в большую проблему для кыргызского народа. Садыр Нургожоевич угодил в тюрьму из-за Кумтора. Пытаясь вернуть Кумтор кыргызскому народу. Основал комиссию. Став президентом, он воплотил в жизнь вопросы, которые поднимал. Первый шаг был сделан в мае 2021 года, когда ввели внешнее управление.

С тех пор, как золотое месторождение начало разрабатываться, было добыто 415 тонн золота. Но ни один грамм не остался в Кыргызстане. С 1996 года канадская компания «Центерра Голд Инк» заработала 11,5 млрд долларов. А Кыргызстан заработал за этот период только 1,5 млрд долларов. Ежегодно на руднике добывалось 15-16 тонн золота.

В результате золотодобычи был нанесен огромный ущерб экологии. Хранение отходов осуществлялось с нарушением технических правил. Поэтому отходы в данный момент являются основной проблемой для кыргызского правительства. Нужно поднимать вопрос возвращения рекультивационного фонда.

Кубанычбек Исабеков, экс-депутат ЖК:

- До сих пор рекультивационный фонд Кыргызстана располагается в Лондоне. Правительству нужно вернуть. Некий процент с каждого грамма реализованного золота переводился в этот фонд. Или прикажете нам остаться с огромной ямой? Ледники уже растаяли. Уничтожены. На какие деньги будем все восстанавливать? Рекультивационный фонд направлен на восстановление экологии.

После того, как кыргызская власть взяла в свои руки Кумтор, Кыргызстан должен уточнить вопрос, касающийся доли в других месторождениях.

Кубанычбек Исабеков, экс-депутат ЖК:

- В мире есть много золотых месторождений, которые были куплены за счет денег Кумтора. В Монголии, в Республике Тыва (Россия), в Турции, в Канаде. Говорят, что за месторождение в Канаде переплатили в 6 раз. Да, так и поступили. Была афера. Там уже третий год добывается золото. То золото добывается за счет Кумтора. Какая будет судьба этих месторождений?

С тех пор, как ввели внешнее управление, рудник Кумтор перестал открыто публиковать информацию о золотодобыче. Такая позиция компании связана с несколькими факторами. Потому что сейчас не завершены судебные разбирательства.

Кубанычбек Исабеков, экс-депутат ЖК:

- Когда работало «Камеко», когда работало «Центерра», они ежеквартально, в том числе в «Вечерном Бишкеке», в других местах отчитывались. Столько золота добыто, столько серебра. Почему-то мы все говорим о золоте. Но там добывается и серебро. Их отделяют в горном комбинате в Кара-Балте. На фабрике в Кумторе готовят слитки Доре. А доре переплавляют в Кара-Балте.

Улукбек Ормонов, лидер фракции «Ишеним»:

- Компания «Центерра» утверждала, что кыргызское правительство захватило, отобрало их объект, обратилась в международный суд. Так как шли переговоры, многие вопросы нельзя было афишировать, Жогорку Кенеш рассматривал такие вопросы за закрытыми дверями. Нам сообщили, что переговоры полноценно завершились. Но я думаю, что открыто говорить на эту тему можно только после того, как будет поставлена окончательная точка в вопросе. Здесь особо нечего скрывать. Разве что стороны договорились не раскрывать информацию во время переговоров.

За год разработки Кумтора кыргызское правительство пережило немало испытаний. Не прошло и года, как страна начала получать прибыль.

Акылбек Жапаров, председатель кабинета министров:

- Кумтор взяли под свой контроль, он работает. Создали «Наследие великих кочевников», с условным капиталом в 100 млн долларов. Приступили к тому, чтобы самостоятельно разрабатывать месторождения. Нам нужно сообща поднимать экономику Кыргызстана.

По правде говоря, год назад мнения о возвращении Кумтора были иными.

Улукбек Ормонов, лидер фракции «Ишеним»:

- Найдутся скептики, которые скажут: «И чего вы добились?» Но основное наше достижение заключается в том, что мы Кумтор на 100% передали в руки государства, кыргызского народа. Надеюсь, что предприятие будет открыто работать, как акционерное общество, находясь под контролем президента, парламента, народа. Почему раньше были хищения, скрывались многие экологические проблемы? Потому что управляли внешние инвесторы, на руках которых были 70% акций. Тогда мы не могли поднимать вопросы, были в меньшинстве в совете директоров. Я думаю, все это позади. Это можно назвать главным достижением за 30 лет независимости Кыргызстана.

Хочется верить, что вопросы, которые звучат среди населения, решаются в интересах народа, богатства недр превратились в богатство народа, а ошибки предыдущих властей не повторятся. Потому что Кумтор превратился в фактор, оценивающий компетентность власти.

Источник: 5-канал

  https://www.gezitter.org/economics/104324/ Ссылка на материал: