Каныбек Осмоналиев, депутат ЖК от фракции "Ар-Намыс": "Отрасль культуры не придет в себя даже после прихода 10 Талиевых"

Автор: Бурул Мусабекова
Айат Айат
Обратите внимание на дату публикации.

- Каныбек Осмоналиевич, некоторое время назад вы затронули проблему в сфере культуры и говорили о проблемах, касающихся театров. Что случилось с тех пор? Решаются ли злободневные проблемы, касающиеся театров?

- К сожалению, с обретения независимости мы не можем подвести наши театры к условиям рыночной экономики. Говоря мы, я имею в виду официальную власть. Каждый раз говорим о больших перспективах, получаем большие инвестиции из-за границы, затем распиливаем. С обретения независимости театры живут за счет того, что превратились в бизнес-центры.

Какие качества руководителя театра сейчас ценятся? Активных людей, которые умеют зарабатывать деньги, называют менеджерами. А руководителями театра должны быть люди, которые знают театр изнутри. Таких людей можно найти только в самом театре. К сожалению, мы убрали в сторону настоящих талантов, назначили менеджеров в драмтеатр, в оперный театр, в кукольный театр, в филармонию, чтобы они зарабатывали деньги.

С такой проблемой столкнулись и школы. Школы превратились в бизнес-центры, а не в образовательные учреждения. Я всегда это говорил. Были случаи, когда эти слова хотели оспорить в суде. Потому что я называл директоров Бишкекских школ "рэкетирами" и "коррупционерами".

К сожалению, в театрах ситуация не лучше. Культурные и духовные произведения игнорируются, театрализуются коммерческие постановки. Беспокоит и то, что ради заработка денег в наших театрах ставят произведения зарубежных драматургов. Потому что наши "жулики" культурологи закрывают на это глаза. Такое наблюдается во всем мире. Задумавшись над этим, мне становится не по себе.

В свое время я был министром образования. Позднее был директором агентства религии. Поработав на этих должностях, я понял, что без культуры ничего нельзя добиться. И сфера религии и отрасль образования нуждаются в культуре.

К примеру, с 15 века Европа переживает Ренессанс. Какие только творения были у Рафаэля, Микеланджело. Они внесли культуру в религию. Их основные творения были на религиозную тематику. Только поэтому Европа не превратилась в регион, где живут одни религиозные фанатики. Секуляризация как раз началась в Европе.

Взглянув на все это, я понимал, что можно комплексно решать проблемы. Поэтому стал депутатом. С самого начала занялись проблемами театров. Ознакомившись с положением дел в театрах, мы очень огорчились, увидев состояние театральных зданий и групп. Именно поэтому вопрос был рассмотрен в профильном комитете.

Решением комитета я побеседовал с министром и сказал: "Пришло время улучшить состояние театров. Время идет. Вы хорошенько развлеклись, построили дома даже для внуков. Ваши правнуки подождут, давайте займемся делом". С тех пор сменились 3-4 министра, но никто не продемонстрировал результаты работы.

Пришлось вынести вопрос на пленарное заседание. К сожалению, проблемой должны заниматься другими, а в итоге всю вину сваливают на депутатов. Не скажу, что нас 120, но 5-6 депутатов точно инициировали проблему театров. К примеру, были люди, которые говорили: "Сидел бы со своей физикой Каныбек Осмоналиев, ему что, неймется?" Меня не обидели эти слова, потому что так выражаются жулики, которые зарабатывают за счет театров.

- Вы заявили, что театры превратились в бизнес-центры. Будет ли выделять правительство деньги на театры? Сколько выделяет?

- В соответствии с законом правительство должно выделить в культуру не менее 3% от доходной части казны. Из них как минимум 50% нужно направить на театры.

Во-первых, выделяются средства, которые не достигают даже 1%. Мы даже обрадовались тому, что культуре выделили около 1 млрд 200 млн сомов. Но из них ничего не перечисляется в театры. Потому что правительство видит, что в театры попадают деньги из других источников.

Но эти деньги идут не через кассу театра и не попадают в бюджет для развития театров. За последние 20 лет вы слышали то, как хвалят директора театра? Я лично нет. Все продолжают друг друга поливать грязью. Вся проблема связана со способом заработка денег. Даже если мы назначим достойного человека на должность главы театра, его выкурят через полгода.

Потому что порядочный человек не умеет ни зарабатывать деньги, ни распределять их. Мы говорим обо всех этих проблемах, но постановление правительства остается невыполненным. Как вы видите, министр культуры у нас драматург, писатель, но на пленарном заседании не смог даже назвать имена нескольких манасчи.

Как нам рассчитывать на то, что проблемы театров будут разрешены, если таков наш уровень? Мы нуждаемся в театральном здании для организации шоу и мероприятий перед выборами, будь это СДПК или "Ар-Намыс". Но почему-то и этой проблеме не уделяем внимание.

- Вы сами ходите в театры на спектакли?

- Стараюсь ходить в театры. Потому что получаю удовольствие и отдыхаю. Но в последнее время у меня стало меньше времени. Но нас продолжают приглашать в театры. На моем столе сейчас лежат пригласительные. К сожалению, не могу посетить все эти спектакли.

Недавно в театре оперы и балета были два спектакля, вечер памяти Чолпонбека Базарбаева. Произведение Чайковского "Лебединое озеро" и "Дон Кихот" Минкуса. Получил большое удовольствие от просмотра этих произведений. Потому что смотрел их 15-16 лет назад. Тогда еще был сам Чолпонбек.

Нам нужно ходить в театры. К примеру, лидеры европейских стран посещают театры с супругами, семьями. Хороши мы или плохи, но мы депутаты. Мы должны быть каким-то эталоном для жителей села. Только тогда президенты, премьер-министры, спикеры, депутаты научатся самостоятельно решать проблемы на месте, будучи среди народа.

Будучи председателем комитета, я обошел все уголки всех театров. Бог нас бережет. Потому что театр оперы и балета красив снаружи, а изнутри напоминает конюшню. Подобную проблему затронули несколько депутатов - А. Сасыкбаева, А. Алтыбаева, Ж. Жолдошова, Н. Никитенко.

Больше всего меня удивило то, что директора театра назначает премьер-министр. Непонятный закон, непонятна нормативно-правовая база. Руководителя театра должен назначать максимум министр культуры. Да и решение министра культуры должно быть вынесено на основании общественных дискуссий.

- В данное время появились различные обсуждения, касающиеся министра культуры Камилы Талиевой. Как вы оцениваете деятельность вашего однопартийца?

- Пока мы сами не изменим свое отношение к культуре, пока культурой не начнут заниматься деятели культуры, ситуацию не исправят даже 10 Талиевых. Потому что такие люди ни на что не способны. А творческие люди всегда упрямы. Упрямы в хорошем смысле этого слова. Поэтому мы должны ценить такое их качество.

Неправы фракции в том, что назначают своих людей на должности министров образования, культуры и здравоохранения. Я уважаю Камилу Абдыразаковну. Мы с одной партии, но Аристотель когда-то сказал: "Платон ты мне дорог, но истина дороже". Поэтому при подборе кадров нам бы следовало бы основываться на профессионализме.

К примеру, почему жители Латвии удерживали известного композитора Раймонда Паулса на должности министра культуры? Потому что он смог сохранить стержень латвийской культуры в переходный период. Я восемь лет жил в Эстонии. Первыми союз покинули латыши, литовцы и эстонцы, отказавшись от пакта Молотова-Риббентропа.

Эстонцы основали всего 7 министерств. И одно министерство занималось культурой. Министерство культуры не загружали другими делами. Не должно быть министерства информации. Этой отраслью нужно заниматься на уровне отдела правительства.

У нас полно проблем в культуре. Особенно мне неспокойно с тех пор, как деятели культуры устроили флешмоб. Если фракция "Ар-Намыс" вновь займется рассмотрением этих вопросов, то я собираюсь выступить со следующими словами: "Призываю фракцию отказаться от назначения кандидатов на должность в этом министерстве. Нужно внедрить условия, при которых министров в таких отраслях, как здравоохранение, образование и культура назначали при участии народа". Нужно проводить открытый конкурс. Иначе ситуация у нас плачевная.

- Вы обошли школы. Какие проблемы бросились в глаза?

- Одна из проблем касается того, что после 9 класса многие предпочитают не учиться в 10-11 классах. К тому же в 10-11 классах в основном повторяется учебная программа того, что было до 9 класса. Это я воспринимаю как диверсию. Мы не смогли сохранить хорошие явления от Советского Союза, как казахи, узбеки, русские, а прислушиваемся к экспертам. Эксперты же проедают деньги, которые им выделяют. Все это дело рук всемирной образовательной мафии.

К примеру, мы вводили общереспубликанское тестирование как позитивное решение проблемы. Но мы не раз повторялись, что процесс тестирования не должен уходить из под контроля правительства и министерства образования. Потому что образовательная система рассчитана не на 2-3 года. Она как минимум рассчитывается на 10 лет.

Почему-то теперь судьбу школьников определяет частная компания, которая делает то, что вздумается. Казахи и русские тоже хотят перейти на общереспубликанское тестирование, чтобы повысить уровень образования. Казахи будут сдавать тесты по 5 предметам, русские - по 7, 8 предметам. Других экзаменов не будет.

У нас же аттестаты никому не нужны. Никто не спрашивает. Аттестат воспринимают как доказательство того, что ты закончил школу. Образовательная система Кыргызстана превратилась в испытательный полигон для запада. Потому что наше Министерство образования не научилось вести собственную политику.

У министра образования два заместителя. Один представляет НПО, другой - премьер-министра или президента. Этим все сказано. Мы приняли хороший закон о независимой аккредитации. А 1 июня упразднили отдел аттестационного лицензирования. Есть причина, по которой они в спешке упразднили. Потому что у них полно проделок. Поступили так же, как Ж. Сатыбалдиев с Госдирекцией, поспешили закрыть. Подчистили за собой.

Но дурное дело и через сорок лет всплывет. Здесь полно нарушений закона. Проведите в школах журналистское расследование, чего только не выясните.

Источник: газета "Айат" №24 от 26.06.14 / стр. 4

  https://www.gezitter.org/culture/31061/ Ссылка на материал: